«Тайна Коко» - триумфатор уик-энда, а у «Последнего богатыря» - рекорд века
Победу в прокате, как и за океаном, одержала новая голливудская анимационная комедия «Тайна Коко» (WDSSPR), созданная компаниями Pixar и Walt Disney. В 1 298 российских кинотеатрах картина Ли Анкрича и Эдриана Молины, снятая в форматах 2D и 3D, взяла на старте 186,2 млн рублей ($3.17 млн). Это 13-й релиз компании WDSSPR с начала года, ставший лидером, а также пятая анимационная лента, которой в нынешнем году удалось подняться на самый верх (из них три - «Тачки-3», «Эмоджи Фильм» и, собственно, «Тайна Коко» - выпущены WDSSPR). Но если в Мексике, где разворачивается действие «Тайны...», она стала самым кассовым фильмом всех времен, то у нас ей вряд ли можно прогнозировать рекордные сборы. Лучшее, что она может сделать, - это попытаться приблизиться к предыдущей картине Pixar и Disney, «Тачки-3» (2017), которая вышла у того же дистрибьютора в июне 2017 года и заработала в общей сложности 618,5 млн рублей ($10.78 млн).
На экранах «Тайна Коко» демонстрируется вместе с рождественской анимационной 21-минутной короткометражкой «Олаф и холодное приключение» Кевина Дитерса и Стиви Уэрмерс. В этой ленте действуют герои диснеевского суперхита 2013 года «Холодное сердце», поставленного Крисом Баком и Дженнифер Ли по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» и удостоенного двух «Оскаров» - за лучший анимационный фильм и лучшую песню (Let It Go). Напомним, что у нас «Холодное сердце» принесло компании WDSSPR весьма впечатляющую сумму - 1,106 млрд рублей ($33.77 млн) - и заняло седьмое место среди лидеров проката 2013 года, так что короткометражка вновь возбудила интерес публики к этой популярной франшизе. Что ж, будем ждать 2019 года, когда появится полноценный сиквел - «Холодное сердце-2».
Словно подчеркивая безоговорочное доминирование компании WDSSPR среди дистрибьюторов в текущем году, со второй позиции в чарте уик-энда стартовал другой ее релиз, игровой - американо-канадский фантастический триллер «Коматозники» (WDSSPR), ремейк культового одноименного фильма, снятого в 1990 году Джоэлом Шумахером. Главные роли в старой картине исполняли Кифер Сазерленд, Джулия Робертс и Кевин Бейкон, а в новой киноверсии датский режиссер Нильс Арден Оплев занял Эллен Пейдж, Диего Луну, Нину Добрев и того же Кифера Сазерленда, который, теперь в качестве мэтра, подыгрывает молодым актерам. Продюсером ремейка, как и оригинального фильма, выступил Майкл Дуглас. За первые четыре дня на 829 киноплощадок у новых «Коматозников» пришлось 109,5 млн рублей ($1.86 млн).
Прежде чем перейти к успехам или неудачам других фильмов в обзорный уик-энд, сразу же скажем о потрясающем достижении отечественного суперхита - сказочной комедии «Последний богатырь», тоже выпущенной компанией (WDSSPR). После 39 дней в прокате она стоит на восьмой строчке в таблице, но ее сборов за шестой уик-энд - 35,50 млн рублей, или $587 тыс., в 528 кинотеатрах (спад кассы - 55%) - хватило ей, чтобы установить абсолютный рекорд XXI века. Общий счет «Последнего богатыря» пополнился до 1,679 млрд рублей ($28.93 млн), а это значит, что в рейтинге самых успешных российских фильмов всех времен картина Дмитрия Дьяченко опередила ленту Федора Бондарчука «Сталинград» (2013), принесшую этому же дистрибьютору 1,669 млрд рублей ($51.76 млн), и стала обладателем нового кассового рекорда!
Необходимо, правда, сделать оговорку: формально самым кассовым российским фильмом постсоветского проката по-прежнему считается комедия Владимира Меньшова «Ширли-мырли», которая стала лидером проката 1995 года, заработав для киноконцерна «Мосфильм» 2,05 млрд рублей ($231 тыс.). Однако, учитывая имевшую место позднее деноминацию нашей национальной валюты, мы должны признать, что эта сумма никак не отражает реального положения дел со сборами. И все же, придерживаясь в статистике формального принципа и отдавая пальму первенства картине Меньшова, мы можем смело провозгласить «Последнего богатыря» рекордсменом отечественного кино в XXI веке, и тут уже никакие «Ширли-мырли» ни на что не могут повлиять!
В таблице самых успешных релизов 2017 года «Богатырь» обошел ленту «Форсаж-8» (UPI; 1,646 млрд рублей, или $29,13 млн) и занял второе место: впереди него теперь только абсолютный лидер года - «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» с результатом 2,325 млрд рублей ($41,15 млн), выпущенный, разумеется, все той же компанией WDSSPR. В списке же самых кассовых хитов постсоветского проката, включающем и зарубежные фильмы, «Последний богатырь» за неделю поднялся с 15-й ступеньки на 12-ю.
Победитель прошлого уик-энда, голливудский блокбастер «Лига справедливости» (Каро Премьер), отступил на третью позицию. Число кинотеатров, в которых он идет, выросло с 1 357 до 1 425, однако касса второго уик-энда все равно упала на 71% по сравнению со сборами первого, составив 108,2 млн рублей ($1.84 млн). После 11 дней у этого кинокомикса - 563,2 млн рублей ($9.39 млн), и он обогнал по общей кассе «Чудо-женщину», вышедшую 1 июня 2017 года у той же компании «Каро Премьер» и принесшую ей 484,6 млн рублей ($8.54 млн). Ну а до результатов кинохитов, поставленных по комиксам DC в 2016 году и прокатывавшихся тем же дистрибьютором, - «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (847,8 млн рублей, или $12.81 млн) и «Отряд самоубийц» (1,632 млрд рублей, или $25.83 млн) - «Лиге справедливости» уже не дотянуться.
На четвертом и пятом местах в таблице уик-энда расположились новые релизы. Четвертое досталось британо-американо-шведскому детективному триллеру «Снеговик» (UPI) - экранизации одноименного романа-бестселлера норвежского писателя Ю Несбё о детективе Харри Холе, роль которого исполнил Майкл Фассбендер. В 899 кинотеатрах лента шведа Томаса Альфредсона, в которой также снялись Ребекка Фергюсон, Шарлотта Генсбур, Дж. К. Симмонс, Вэл Килмер, Хлоя Севиньи и Тоби Джонс, заработала 91,67 млрд рублей ($1.56 млн).
Замкнула первую пятерку американская комедия режиссера Шона Андерса «Здравствуй, папа, Новый год!-2» (Централ Партнершип) - продолжение картины того же Андерса «Здравствуй, папа, Новый год!» 2015 года. За первые четыре дня сиквел с участием Уилла Феррелла, Марка Уолберга, Мела Гибсона и Джона Литгоу собрал в 1 102 кинотеатрах 84,03 млн рублей ($1.43 млн). У второй серии есть шанс обогнать по общей кассе первую, которая стартовала у нас 7 января 2016 года, в Рождество, и за все время проката принесла компании «Централ Партнершип» 160,7 млн рублей ($2.20 млн).
Все остальные фильмы-дебютанты оказались за пределами Топ-10. Три релиза стоят сплоченной группой на позициях с 16-й по 18-ю. Выше прочих в этой тройке - сборник анимационных фильмов «Мульт в кино. Выпуск №63: Шоу продолжается!» (MVK), дебютировавший, по традиции, в субботу 25 ноября и взявший за два дня в 606 кинотеатрах 2,50 млн рублей ($42 тыс.). Следом идет отечественная семейная комедия «Детки напрокат» (Экспонента) с Равшаной Курковой и Артемом Ткаченко в главных ролях; при бюджете $1.6 млн лента Татьяны Капитан собрала в 393 кинотеатрах за уик-энд 2,25 млн рублей ($38 тыс.), а за пять дней - 2,81 млн рублей ($48 тыс.). На 18-й строчке - британская биографическая драма «Прощай, Кристофер Робин» (CoolConnections), повествующая о взаимоотношениях между английским писателем Аланом Александром Милном и его сыном Кристофером Робином Милном, чьи игрушки вдохновили автора на создание знаменитых историй о медвежонке Винни-Пухе. На 107 киноплощадок у фильма Саймона Кертиса с участием Донала Глисона, Марго Робби и Келли Макдональд пришлось 1,42 млн рублей ($24 тыс.).
С 22-го места стартовал фантастический триллер совместного производства Норвегии, Франции, Дании и Швеции «Тельма» (Артхаус), поставленный норвежцем Йоакимом Триером - дальним родственником прославленного датского маэстро Ларса фон Триера. В 70 кинотеатрах лента с Эйли Харбё в главной роли, удостоенная призов и номинаций на нескольких престижных кинофестивалях, записала в свой актив 878 тыс. рублей ($15 тыс.). На 25-й позиции - боевик Айзека Флорентайна «Обет молчания» (Megogo Distribution), созданный кинематографистами США и Болгарии. 51 киноплощадка принесла картине с Антонио Бандерасом, Карлом Урбаном и Пас Вегой 331 тыс. рублей ($5.6 тыс.). Двумя ступеньками ниже - комедия итальянца Алессандро Сиани «Мистер Феличита» (Ракета Релизинг) с самим Сиани и Диего Абатантуоно в основных ролях (65 кинотеатров; 265 тыс. рублей, или $4.5 тыс.).
На 32-й строчке дебютировала швейцарско-французская документальная лента Жан-Стефана Брона «Парижская опера» (ЦДК) о Парижской национальной опере, получившая в этом году на Московском международном кинофестивале Серебряного «Святого Георгия» за лучший документальный фильм (20 киноплощадок; 199 тыс. рублей, или $3.4 тыс.). Сразу за ней расположилась драма украинско-немецкого режиссера Сергея Лозницы «Кроткая» (GP Group) совместного производства Франции, Германии, Литвы, Латвии, Нидерландов, России и Украины, участвовавшая в основном конкурсе Каннского кинофестиваля этого года. Источником вдохновения для режиссера послужила одноименная повесть Федора Михайловича Достоевского, однако никакого отношения к сюжету этого произведения кино Лозницы не имеет. При бюджете $2.3 млн и большой длительности (2 часа 40 минут) фильм с Василиной Маковцевой в главной роли собрал за первые четыре дня в 19 кинотеатрах 145 тыс. рублей ($2.5 тыс.).
Российской драме режиссера Киры Коваленко «Софичка» (Каро), поставленной по одноименной повести Фазиля Искандера, досталось 43-е место. Картина с Ланой Басарией в заглавной роли и скромным бюджетом 3 млн рублей заработала на старте в 10 кинотеатрах 71 тыс. рублей ($1.2 тыс.). Тремя строчками ниже оказался американо-канадский фильм-концерт Принца «Знамение времен» (Невафильм Emotion), снятый ровно 30 лет назад - в 1987 году. Режиссером ленты выступил тогда сам Принц (напомним, что великий поп-музыкант скончался в апреле 2016 года в возрасте 57 лет). «Знамение времен» зрители могли посмотреть только один день - в среду 22 ноября, и касса в 24 кинотеатрах составила 53 тыс. рублей ($895).
И наконец, на 58-й позиции разместилась отечественная семейная приключенческая комедия режиссера Александра Карпиловского «Частное пионерское-3: Привет, взрослая жизнь!» (Амадеус) - завершающая часть трилогии о советском пионерском детстве, начатой фильмами того же Карпиловского «Частное пионерское» (2012) и «Частное пионерское: Ура, каникулы!!!» (2015). Главных героев трилогии, снятой по мотивам сборника рассказов Михаила Сеславинского «Частное пионерское», сыграли юные актеры Семен Трескунов, Егор Клинаев и Анфиса Вистингаузен, и, к сожалению, выхода на широкие экраны третьей серии Егор Клинаев не застал: он трагически погиб в ДТП 27 сентября 2017 года в возрасте 18 лет. При бюджете 90 млн рублей третья часть, в которой также снялись Тимофей Трибунцев, Андрей Мерзликин и Евгений Антропов, собрала за первые четыре дня в восьми кинотеатрах 21 тыс. рублей ($352).
Конечно же, у третьего «Частного пионерского» касса будет значительно меньше, чем у первой серии, заработавшей в 2013 году для компании «Наше кино» в общей сложности 865 тыс. рублей ($27 тыс.), и у второй, выпущенной в марте 2017 года компанией «Кинопрограмма XXI век» и записавшей на свой счет 1,87 млн рублей ($33 тыс.).
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»