Рождество в точных цифрах
Триумфатором проката стал новый блокбастер совместного производства Великобритании, Франции, Гонконга и США «Кредо убийцы» (Двадцатый Век Фокс СНГ), поставленный австралийцем Джастином Керцелом по мотивам культовой одноименной видеоигры. В этом фантастическом боевике Майкл Фассбендер сыграл представителя старинного тайного общества профессиональных убийц, а компанию ему на экране составил интернациональный актерский ансамбль (Марион Котийар, Джереми Айронс, Брендан Глисон, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Кеннет Уильямс, Дени Меноше, Ариана Лабед, Эсси Дэвис, Матиас Варела, Карлос Бардем, Хавьер Гутьеррес). На старте «Кредо убийцы» показало великолепный результат, заработав 1 268 копиями 633,2 млн рублей ($10.44 млн). Должно случиться что-то необычайное, чтобы в скором времени фильму не покорилась планка 1 млрд рублей.
Под натиском нового победителя лидер новогоднего уик-энда, отечественный исторический блокбастер «Викинг» (Централ Партнершип) с Данилой Козловским в роли князя Владимира, вынужден был отступить на вторую позицию в чарте проката. За второй уик-энд эпическая сага Андрея Кравчука 2 600 копиями собрала 397,5 млн рублей, или $6.55 млн (это на 59% больше, чем за предыдущий уик-энд), и преодолела рубеж 1 млрд рублей, положив на свой счет за 11 дней 1,214 млрд рублей ($20.07 млн). Напомним, что на ее производство было потрачено 1,25 млрд рублей. Поскольку картина дебютировала 29 декабря 2016 года, мы относим ее к миллиардерам именно того года, и она становится 13-й лентой 2016-го, пересекшей заветную отметку. В этом качестве «Викинг» вытеснил «Выжившего» (Двадцатый Век Фокс СНГ) из Топ-10 самых успешных хитов прошедшего года и пока что замыкает «десятку сильнейших» (в копилке «Выжившего», напомним, было 1,109 млрд рублей, или $15.19 млн).
А вот в рейтинге самых кассовых российских фильмов за всю историю постсоветского проката «Викинг» сразу же взлетел на пятую ступеньку. До этого миллиардный рубеж покорился всего пяти отечественным картинам: «Сталинград» (WDSSPR; 1,669 млрд рублей), «Экипаж» с участием того же Данилы Козловского (Централ Партнершип; 1,505 млрд рублей), «Елки-3» (Bazelevs; 1,245 млрд рублей), «Ирония судьбы. Продолжение» (Двадцатый Век Фокс СНГ; 1,235 млрд рублей) и «Вий» (UPI; 1,200 млрд рублей). Как видим, «Викинг» сразу обогнал «Вия», а после уик-энда, как мы уже знаем, забрался в этом списке отечественных мегахитов еще выше. В общей же таблице самых кассовых лент нашего проката, включая иностранные, «Викинг» по итогам уик-энда довольствовался 36-й позицией, но тоже, конечно, скоро значительно улучшит свое «место под солнцем».
На третью строчку с четвертой в чарте уик-энда поднялась анимационная комедия «Три богатыря и Морской царь» (Наше кино). Третий уик-энд принес этому «героическому блокбастеру» на 1 479 копиях 220,3 млн рублей, или $3.63 млн (подъем кассы - 106%), и после 16 дней у фильма стало 680,5 млн рублей ($11.16 млн). Что ж, посмотрим, как выглядят успехи седьмой картины о былинных богатырях в сравнении с предыдущими частями этого популярнейшего анимационного киносериала. Рождественский кассовый взлет помог ей обойти четыре первые серии - «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004; 44,76 млн рублей, или $1.73 млн), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006; 100,5 млн рублей, или $3.62 млн; кстати, в отличие от других частей, эту серию «Наше кино» прокатывало вместе с компанией «Каро Премьер»), «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007; 239,1 млн рублей, или $9.74 млн) и «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010; 575,1 млн рублей, или $19.01 млн). Непревзойденными пока остаются результаты пятой и шестой лент - «Три богатыря на дальних берегах» (2012; 949,7 млн рублей, или $31.51 млн) и «Три богатыря: Ход конем» (2014; 963,0 млн рублей, или $19.39 млн).
С четвертого места в таблице уик-энда стартовал американский комедийный боевик «Монстр-траки» (Централ Партнершип) с очень сильной долей анимационных эффектов, что неудивительно, так как его поставил Крис Уэдж («Ледниковый период», «Роботы», «Эпик»). Картина с участием Лукаса Тилла и Джейн Леви, снятая в 2D и 3D, вышла у нас на неделю раньше, чем в США, где она дебютирует 13 января, и 1 250 копий принесли ей 147,0 млн рублей ($2.42 млн). Замкнул первую пятерку фантастический триллер «Пассажиры» (WDSSPR), 1 460 копиями взявший за третий уик-энд 129,7 млн рублей, или $2.14 млн (спад - 5%). После 18 дней общая касса фильма достигла 919,7 млн рублей ($15.08 млн), и у него хорошие шансы добраться до 1 млрд рублей, став, тем самым, 14-м миллиардером ушедшего 2016 года.
Нас очень интересует, как рождественский уик-энд повлиял на кассовое положение сиквелов «Елки-5» (Bazelevs/Двадцатый Век Фокс СНГ) и «Снежная королева-3: Огонь и лед» (UPI) среди других серий этих культовых новогодних кинофраншиз. Пятые «Елки» опустились со второй на шестую позицию в чарте уик-энда, взяв за третий уик-энд 1 262 копиями (это на 220 больше, чем неделю назад) 113,4 млн рублей, или $1.87 млн (спад - 22%), и доведя свои общие сборы до 738,7 млн рублей ($12.11 млн). Таким образом, лента опередила первую часть «Елок» (2010), у которой было в общей сложности 700,9 млн рублей ($22.79 млн), и четвертую, «Елки 1914» (2014; 703,9 млн рублей, или $13.34 млн), а еще неделю назад, как мы тогда отметили, - «спин-офф», фильм-ответвление, «Елки лохматые», стартовавший в 2015 году уже после праздничных каникул, в конце января, и положивший на свой счет довольно скромную по меркам этого киносериала сумму - 138,3 млн рублей ($2.03 млн). Выше показателя пятой части остаются результаты комедий «Елки-2» (2011; 836,6 млн рублей, или $26.35 млн) и «Елки-3» (2013; 1,245 млрд рублей, или $38.07 млн). Напомним, что все эти картины выпускались компанией Bazelevs (иногда - совместно с компанией «Двадцатый Век Фокс СНГ»).
Третья часть «Снежной королевы» передвинулась в таблице уик-энда с пятой строчки на седьмую. Число кинотеатров, где демонстрировалась эта анимационная сказочная комедия, увеличилось с 1 170 до 1 201, и за второй уик-энд она заработала 81,60 млн рублей, или $1.35 млн (подъем кассы - 50%). После 11 дней общая касса ленты, бюджет которой составил 350 млн рублей, пополнилась до 255,1 млн рублей ($4.22 млн). Это значит, что третья серия обогнала первую «Снежную королеву» (2012), принесшую компании Bazelevs в общей сложности 233,3 млн рублей ($7.65 млн), но еще не достигла показателей сиквела «Снежная королева-2: Перезаморозка» (2014), заработавшего для компаний Bazelevs и «Двадцатый Век Фокс СНГ» 301,8 млн рублей ($6.04 млн).
Кроме хита «Кредо убийцы» и комедийного «экшена» «Монстр-траки», больше ни один новый фильм в Топ-10 чарта уик-энда не попал. С 11-й позиции стартовала комедия совместного производства Франции и Македонии «Без тормозов» (Вольга) с участием Хосе Гарсии и Андре Дюссолье. 328 копиями лента Николя Бенаму положила на свой счет 13,75 млн рублей ($227 тыс.). Двумя строчками ниже расположился очередной, 44-й выпуск анимационного сборника «Мульт в кино» под названием «Лучшие каникулы!» (Мульт в кино), вышедший в день Рождества, в субботу 7 января, и за два дня собравший 335 копиями 1,51 млн рублей ($25 тыс.). Еще двумя ступеньками ниже - французская романтическая комедия «Ложные признания» (Синема Престиж), снятая швейцарским режиссером Люком Бонди (ныне, увы, уже покойным) для телевидения, но появившаяся на наших больших экранах, правда, ограниченным тиражом - 26 копий. Фильм с Изабель Юппер и Луи Гаррелем, поставленный по одноименной пьесе классика французской литературы Мариво (он же Пьер Карле де Шамблен де Мариво), записал в свой актив 850 тыс. рублей ($14 тыс.).
Точно таким же числом копий - 26 - демонстрировалась британская документально-музыкальная картина «David Bowie - это...» (Невафильм Emotion), занявшая 24-е место. Интересно, что эта лента режиссеров Хэмиша Хэмилтона и Кэти Муллан, снятая еще в 2013 году, впервые вышла у нас в ноябре 2014 года, а ныне вновь посетила российские кинотеатры. Результат - 154 тыс. рублей ($2.5 тыс.) за уик-энд.
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»