«Очень плохие мамочки-2» против «Счастливого дня смерти» (Обзор новинок уик-энда 7 - 10 декабря)
Поставили сиквел те же Джон Лукас и Скотт Мур - режиссеры молодежной комедии «21 и больше» (2013) и сценаристы хитовой комедийной трилогии «Мальчишник в Вегасе» (2009-2013), а компанию неизменным Кунис, Белл и Хан составили Кристин Барански, Сюзан Сэрэндон, Черил Хайнс, Джей Эрнандес, Питер Галлахер, Джастин Хартли, Уна Лоренс, Эмджей Энтони, Лайл Брокато, Ванда Сайкс, Кристина Эпплгейт и знаменитый саксофонист Кенни Джи. На экранах мира вторая часть стартовала 1 ноября и уже успела заработать $104.8 млн (в США - $64.8 млн) при бюджете $28 млн. Напомним, что первые «Очень плохие мамочки» год назад отлично прошли за океаном ($113.3 млн при бюджете $20 млн), да и в мировом прокате в целом ($183.9 млн), а вот у нас проявили себя не очень сильно, принеся «Вольге» в общей сложности 80,17 млн рублей ($1.28 млн). Однако причина этого, скорее всего, в дате релиза - 1 сентября 2016 года, начало нового учебного года, когда основной массе зрителей, прямо скажем, было не до походов в кинотеатры. Будем надеяться, что сиквел выступит успешнее, чем первая серия, и улучшит финансовую статистику своего дистрибьютора!
Главным конкурентом женской комедии будет американский детективный триллер-ужастик «Счастливого дня смерти» (UPI) о девушке (ее играет Джессика Рот), которую в день ее рождения, обещавший стать шумным праздником, убивает неизвестный в маске. Непостижимым образом героиня возвращается к жизни, но лишь на единственный день - день своей смерти, который, как День сурка. будет повторяться снова и снова, пока она не вычислит своего убийцу. Картина режиссера Кристофера Лэндона («Горящие пальмы», «Паранормальное явление: Метка дьявола», «Скауты против зомби») и продюсера Джейсона Блума - невероятно плодовитого «крестного отца» современного американского «хоррора» - вышла в октябре; при маленьком бюджете $4.8 млн она собрала в мировом прокате неизмеримо больше - $105.4 млн, из которых на США приходится $55.6 млн.
На экранах появятся еще несколько американских фильмов, но мы расскажем о них чуть позже, а пока обратимся к самой заметной российской картине обзорного уик-энда - музыкальной драме «Жги!» (WDSSPR), которая стала полнометражным режиссерским дебютом популярного актера Кирилла Плетнева, до этого снявшего несколько короткометражек (он же написал и сценарий ленты). В центре повествования - надзирательница женской колонии (Инга Оболдина), обладающая прекрасным голосом, но стесняющаяся демонстрировать свои вокальные данные на публике и поющая только для себя. Одна из заключенных (Виктория Исакова) тайком записывает ее исполнение и выкладывает ролик в Сеть, после чего надзирательницу приглашают принять участие в главном телевизионном песенном шоу страны. Подготовиться к выступлению на конкурсе ей помогает та самая заключенная - бывшая певица. В фильме с бюджетом 45 млн рублей также снялись Анна Уколова, Владимир Ильин, Алексей Шевченков, Татьяна Догилева, Данил Стеклов, Александра Бортич и Ольга Бузова.
А теперь вернемся к американскому кино, и тут мы видим две биографические картины о ярких личностях второй половины XX века. Совместный релиз компаний «Двадцатый Век Фокс СНГ» и CoolConnections - британо-американская спортивная драма «Битва полов», рассказывающая о крайне необычном и чрезвычайно нашумевшем теннисном матче 1973 года, в котором сражались первая ракетка женского мирового тенниса Билли Джин Кинг (Эмма Стоун) и неоднократный триумфатор турниров мужского Большого шлема Бобби Риггс (Стив Карелл). Этот показательный матч был устроен в тот момент, когда наивысшего подъема достигло феминистское движение и в обществе активно обсуждалась тема равенства мужчин и женщин, относительно которой у Кинг и Риггса были диаметрально противоположные позиции. Режиссерами «Битвы полов» выступили супруги Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис («Маленькая Мисс Счастье», «Руби Спаркс»), продюсером - прославленный англичанин Дэнни Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб», «127 часов», «Стив Джобс»), а сильный актерский ансамбль ленты дополнили Андреа Райзборо, Натали Моралес, Сара Силверман, Билл Пуллман, Алан Камминг, Элизабет Шу, Эрик Кристиан Олсен, Фред Армисен, Марта Макайзек, Микки Самнер, Джессика Макнэйми, Остин Стоуэлл, Джейми Шеридан, Том Кенни и Крис Парнелл. За океаном «Битва...» вышла в конце сентября и заработала там $12.6 млн.
Еще одна американская биографическая драма - «За пропастью во ржи» (Экспонента), посвященная, как нетрудно догадаться, судьбе великого писателя Джерома Сэлинджера, автора одного из главных романов XX века - «Над пропастью во ржи». Фильм, снятый по книге Кеннета Славенски «Дж. Д. Сэлинджер: Жизнь», стал режиссерским дебютом в большом кино телевизионного режиссера Дэнни Стронга (сериал «Империя»). Молодого Сэлинджера, еще не ставшего знаменитым затворником, в которого он впоследствии превратился, сыграл Николас Холт, а еще одну из основных ролей исполнил Кевин Спейси - фигурант громкого секс-скандала, разразившегося в Голливуде вслед за делом продюсера Харви Вайнштейна и грозящего похоронить блестящие карьеры многих звезд американского кино. Спейси тут - в первых рядах, его даже вырезают из уже смонтированных картин, так что мы, возможно, увидим последнюю «нецензурированную» работу актера, лауреата двух «Оскаров». В других ролях - Зои Дойч, Хоуп Дэвис, Сара Полсон, Брайан д'Арси Джеймс, Люси Бойнтон, Виктор Гарбер, Эрик Богосян, Джеймс Урбаниак и Адам Буш. Дебют ленты в США пришелся на сентябрь, еще до разгула сексуальных страстей, и она собрала в ограниченном прокате $378 тыс.
Да, ни Харви Вайнштейна, ни Кевина Спейси в Голливуде больше видеть не хотят, а у нас тем временем стартует семейная драма американо-таиландского производства «Вижу лишь тебя» (Синема Престиж), поставленная известным режиссером Марком Форстером («Бал монстров», «Волшебная страна», «Квант милосердия», «Война миров Z»). Блейк Лайвли играет здесь молодую женщину, ослепшую в детстве, но затем нашедшую настоящую любовь и живущую в счастливом браке. Когда же в результате операции она впервые за много лет обретает способность видеть, это ставит под угрозу семейные отношения, так как муж (Джейсон Кларк) чувствует, что его дорогая супруга открывает для себя мир, полный ярких впечатлений, в котором он перестает быть для нее единственным и неповторимым, отходя на второй план. Фильм, в котором также снялись Дэнни Хьюстон, Ана О'Райлли, Ивонн Страховски и Уэс Четэм, вышел в США в конце октября и добился в прокате весьма скромных успехов: при бюджете $30 млн ему удалось собрать лишь $218 тыс. Пожелаем же этой весьма любопытной картине, чтобы российские зрители отнеслись к ней более благосклонно, чем заокеанские!
А вот криминальный триллер совместного американо-болгарского производства - «Цепной пес» (Двадцатый Век Фокс СНГ/Megogo Distribution) о трех профессиональных преступниках (Эдриен Броуди, Джон Малкович и Рори Калкин), которые с целью поживы проникают... на полицейский склад, однако их тщательно выверенный план дает сбой, когда в борьбу с ними вступает кровожадный сторожевой пес по кличке Де Ниро (!!!). Антагонистом «криминального трио» («человеческим», разумеется) в ленте Пола Солета («Грэйс», «Неупокоенная», «Город монстров») стал герой Антонио Бандераса, очень часто появляющегося в последнее время на наших экранах («Черная бабочка», «Охранник», «Обет молчания»).
Настоящий «криминальный квартет» действует в немецкой комедии «Четверо против банка» (Ракета Релизинг), снятой в 2016 году прославленным немецким режиссером Вольфгангом Петерсеном, создателем целого ряда громких крупнобюджетных блокбастеров («Бесконечная история», «Эпидемия», «Самолет президента», «Идеальный шторм», «Троя»). Интересно, что маэстро, долгие годы отдавший Голливуду, вернулся на родину, чтобы сделать для большого экрана ремейк своего же собственного одноименного фильма, поставленного им на телевидении ФРГ ровно за 40 лет до того - в 1976 году. Новые «Четверо против банка» стали первой картиной Петерсена за 10 лет - после зрелищного, но провального «Посейдона» (2006), первой его немецкоязычной лентой после легендарной «Лодки» (1981) и первой лентой, снятой им в Германии, после фильма «Враг мой» (1985).
В основе обеих комедий - и 1976, и 2016 годов - лежит роман американского писателя Ральфа Мэлоуни «Ограбление времен Никсоновской рецессии». Герои этих картин (в старой киноверсии их играли актеры, имена которых сейчас практически ничего не скажут российской публике, а в новой - звезды современного немецкого кино: Тиль Швайгер, Маттиас Швайгхёфер, Михаэль «Булли» Хербиг и Ян Йозеф Лиферс) - обычные законопослушные мужчины разных профессий, которые вкладывают свои деньги в банк под высокие проценты. Когда же в результате финансовых махинаций банка все сбережения бедолаг прогорают, четверка решает отомстить, ограбив «кинувшее» их кредитное учреждение. Мужской квартет в ленте с блеском оттеняет четверка прекрасных актрис - Александра Мария Лара, Антье Трауэ, Яна Палласке и Клаудия Михельсен. В Германии и в соседних немецкоязычных регионах (Австрия, Швейцария) новая работа Вольфганга Петерсена стала хитом, посмотрим, насколько популярной она будет у российской аудитории.
«Четверо против банка» - кино для массового зрителя, а вот очередной фильм выдающегося финского режиссера Аки Каурисмяки («Я нанял убийцу», «Жизнь богемы», «Человек без прошлого», «Гавр») - финско-немецкая трагикомедия «По ту сторону надежды» (Русский репортаж) - подарок для ценителей настоящего артхауса. Лента, в которой Каурисмяки выступил и режиссером, и сценаристом, и продюсером, посвящена очень актуальной сейчас теме беженцев и их адаптации в «старушке Европе». Два главных персонажа картины - это сириец (Шерван Хаджи), добравшийся до Хельсинки и пытающийся разыскать выживших в войне членов своей семьи, и финн (Сакари Куосманен), бывший коммивояжер, вложивший все свои деньги в покупку захудалого ресторанчика и взявший «шефство» над несчастным мигрантом. «Старушка Европа», конечно же, не могла не оценить злободневности материала и мастерства корифея финского кино: работа Аки Каурисмяки была удостоена ряда кинопризов и номинаций. Так, в этом году она участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля и завоевала «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру, а в Сан-Себастьяне получила приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы).
Впрочем, для массового зрителя европейское кино в обзорный уик-энд припасло еще кое-что, а именно - французскую романтическую комедию «Чего хочет Джульетта» (ПРОвзгляд), героиня которой, та самая Джульетта (Александра Лами), в свои 40 лет настолько нерешительна, что буквально каждый свой шаг и каждый выбор, даже в самых элементарных вещах, делает, только испросив совета отца и подруг. Когда же девица встречает сразу двух мужчин (Арно Дюкре и Джейми Бэмбер), одинаково обаятельных и привлекательных, то тут воистину начинаются муки буриданова осла, поскольку помочь Джульетте в деликатных любовных материях может только она сама. Другие роли в фильме Эрика Лавена («Полтергей», «Инкогнито», «Добро пожаловать на борт») исполнили актеры, хорошо известные истинным знатокам современного французского кино, - Анн Маривен, Сабрина Уазани, Лионнель Астье, Жером Коммандер, Франк Дюбо и Франк Гастамбид.
Что касается отечественной «десятой музы», то она, помимо вышеназванной ленты «Жги!», представлена еще и региональной, или лучше сказать - национальной картиной: якутской драмой «Костер на ветру» (Каро), ставшей режиссерским дебютом сельского учителя Дмитрия Давыдова, снятой своими силами за 1 млн рублей и с успехом показанной на российских и международных кинофестивалях, где ей достались солидные призы, скажем, Гран-при Международного кинофестиваля ImagineNative в канадском Торонто за лучшую драму и три приза на 5-м национальном фестивале дебютов «Движение» в Омске: за лучшую режиссерскую работу и лучшую мужскую роль (Алексей Устинов), а также специальный приз губернатора Омской области. Действие «Костра...» разворачивается в якутском селе, где в результате драки двух молодых людей один из них погибает, а другой сводит счеты с жизнью. И теперь их отцы должны решить, какой путь выбрать - прощения и примирения или ненависти и мести.
Ну а у кинокомпании «Москвич» выйдет картина «Гогита. Новая жизнь» совместного производства Грузии, России, Украины, Хорватии и Германии, сочетающая в себе черты документального и игрового кино, социальной драмы и лирической комедии. Речь в фильме Левана Когуашвили («Прогульщики», «Слепые свидания») идет о грузинском парне по имени Гогита Читишвили, который после 14 лет, проведенных в тюрьме, возвращается в дом своей матери и жаждет начать новое, честное существование. Его трогательным и забавным попыткам найти себе жену с помощью Интернета и посвящена лента, в которой реальная жизнь «чуть-чуть» подправлена постановочными моментами.
Завершается же парад релизов уик-энда, по традиции, в субботу 9 декабря, когда стартует очередной, 64-й выпуск анимационного сборника «Мульт в кино» под названием «Исполняем желания!» (MVK).
В заключение можем заметить, что в отсутствие новых больших потенциальных хитов хорошие шансы сохранить лидерство в прокате у отечественного блокбастера «Легенда о Коловрате», дебютировавшего неделей раньше.
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»