На Kinopoisk Film Market прошел Digital Summit
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - Центральным событием третьего дня KFM стал Digital Summit, где прошло обсуждение VR-фильмов, отечественных sci-fi проектов и последних тенденций компьютерной графики при создании отечественных фильмов. В деловой части форума обсудили этапы работы над проектами – от идеи до их выхода в прокат.
Специальная технологическая секция KFM Digital Summit открылась в субботу дискуссией «Как снимать и продвигать российскую фантастику», участие в которой приняли создатели сразу нескольких громких отечественных научно-фантастических проектов, готовящихся к выходу на экраны в 2017 году. Модератором разговора выступил один из ведущих специалистов по постпродукции, глава студии Pixel Bears и основатель школы Online VFX Дмитрий Широков. Дискуссия началась с представления нового блокбастера Федора Бондарчука «Притяжение», о работе над которым рассказал директор студии Main Road Post Арман Яхин.
В истории о падении НЛО на современную Москву одной из самых сложных задач, по словам Яхина, оказалось создание убедительного образа пришельца – тем более, что его появление в кадре является еще и одним из ключевых сюжетных поворотов картины. «У нас в стране не так много аниматоров, которые занимаются именно персонажной анимацией для игрового кино. Поэтому нам нужно было научиться этому искусству на ходу – для чего к работе над «Притяжением» был привлечен и один известный зарубежный аниматор», - рассказал Яхин. Бюджет «Притяжения» составляет всего 6 миллионов долларов – впрочем, все участники дискуссии согласились с тем, что выглядит картина Бондарчука куда дороже.
О том, что ограниченность средств и бюджетов в условиях российской киноиндустрии часто толкает на технологические и художественные прорывы – причем именно в области специальных эффектов, говорили и другие спикеры. Представлявшие основанный на подвиге космонавта Леонова фильм «Время первых» режиссер Дмитрий Киселев и VFX-продюсер Александр Горохов рассказали, что для съемок разработали специальную технологию дополненной реальности «Вьюга». С ее помощью удалось обойтись без использования на съемочной площадке хромакея – а режиссер, оператор и актеры всегда могли с помощью датчиков ориентироваться, где относительно камеры будут находиться на пост-продакшне солнце, космический корабль и сам космонавт. Тем самым был достигнут максимальный реализм изображения космоса.
Также на реальной истории, которая долго оставалась засекреченной, основан фильм Клима Шипенко и студии СТВ «Салют-7. История одного подвига». О работе над ним рассказал продюсер VFX Павел Семерджян. Действие фильма разворачивается в 1985 году, когда космонавты Джанибеков и Савиных предотвратили падение орбитальной станции «Салют-7», потерявшей связь с Центром управления полетами. Семерджян поведал о важности подключения специалистов по VFX к работе над таким масштабным проектом уже на самых ранних стадиях – начиная с написания сценария. Самой сложной задачей на этой картине с бюджетом в 13-14 миллионов долларов, по словам Семерджяна, стала работа над космической частью действия: в «Салюте-7» более 20 минут сюжета разворачивается в открытом космосе, и они полностью созданы с помощью CGI. Еще около 40 минут действия происходит внутри космической станции – где CGI задействованы частично, в том числе для изображения невесомости.
О стремлении к максимальному реализму фантастического изображения говорили и режиссер и VFX-продюсер самой условно развлекательной из представленных картин – ленты «Проект “Gemini”», в которой сюжет предполагает и полеты в космос, и другую планету, и пришельцев. Постановщик Вячеслав Лисневский признался, что многое на стадии работы над фильмом зависело от концепт-художника картины, а еще большая ответственность за будущий успех лежит на студии постпродукции – ее компания Kinodanz, делающая «Проект Gemini», после неудачного опыта сотрудничества со сторонними студиями, создала в собственных стенах. По словам продюсера VFX Даниила Лаврентьева, на постпродукцию картины уйдет не меньше шести месяцев. Лисневский в свою очередь рассказал, что концепция ленты переписывалась трижды, чтобы уложиться в бюджет, но при этом не лишиться убедительности фантастических элементов картины.
Все участники дискуссии также поделились своими соображениями о прогрессе индустрии специальных эффектов и CGI в российском кино – прогрессе, которому часто только способствует желание в ограниченных условиях снять фильм, который был бы одновременно реалистичным и зрительским, «качественным шоу», как заметил режиссер «Времени первых» Дмитрий Киселев.
«В нашем кино незаметно произошел некоторый переворот – фильмов, которым требуется графика, становится все больше, и речь не только о фантастике. Вообще, есть ощущение, что наше кино движется в сторону зрительского – достаточно посмотреть, сколько интересных проектов было сейчас представлено и ждет в ближайшее время зрителей. Уже только это доказывает, что изменения происходят, причем качественные», - подвел итог дискуссии Арман Яхин.
Многие из участников круглого стола о съемках фантастики затем – но уже с кардинально иными проектами – выступили на дискуссии «Спецэффекты как основа для съемок блокбастера». Александр Горохов показал, как создавались визуальные эффекты для ленты студии Bazelevs «Он – дракон», и объяснил, что именно за счет вплетения в графику фильма изобретательных стилистических приемов фильму удалось добиться внушительного кассового успеха в Китае. Даниил Лаврентьев описал процесс создания антиутопического ландшафта в другой картине студии Kinodanz «Танцы насмерть», посвященной подпольным турнирам на выживание в разрушенной техногенной катастрофой России будущего.
Арман Яхин на примере работы над фильмом Алексея Мизгирева «Дуэлянт» рассказал, как в современном кино VFX и CGI оказываются необходимы не только для фантастических, но и костюмно-исторических сюжетов. Яхин продемонстрировал, как создавался образ Петербурга XIX века, который одновременно сочетает и исторический реализм, и ощущение некоторой фантазийности происходящего в кадре. Олексий Москаленко из украинской студии Mental dRive посвятил в процесс создания компьютерной графики для фантастического проекта «Бобот», который повествует о дружбе ребенка и огромного робота-трансформатора.
Также во время дискуссии «Спецэффекты как основа для съемок блокбастера» был поднят вопрос о важности максимально плотного сотрудничества специалистов по постпродукции с режиссером картины. Борис Луцук и Илья Шутов, занимавшиеся VFX на только что вышедшем в прокат фильме-катастрофе «Ледокол», признались, что серьезным вызовом стал тот факт, что режиссер ленты Николай Хомерики никогда прежде не работал на крупнобюджетных проектах. Поэтому важной функцией продюсера постпродукции и VFX-супервайзера стал своеобразный перевод режиссерских задач для пяти студий, работавших над спецэффектами «Ледокола». «В итоге, уже ко второй половине съемочного процесса режиссер и оператор начали понимать, что происходит – и это существенно облегчило дальнейшую работу», - рассказал Луцук. Они также посвятили в тонкости использования кинематографом спецэффектов – так «Ледокол», как выяснилось, снимался всего на одном борту стоящего на приколе в Мурманске ледокола «Ленин», что за счет грамотного продумывания еще на стадии написания сценария и раскадровки, невозможно заметить со стороны.
Digital Summit продолжился панельной дискуссией «Новые технологии в трехмерной анимации», модератором которой выступал гендиректор занимающейся монетизацией детского кино- и телеконтента компании «0+ Media» Александр Саблуков. Спикеры – глава студии «Паровоз» Антон Сметанкин, режиссер мультсериала «Джинглики» Антон Верещагин и режиссер мультфильма «Крякнутые каникулы» Виктор Лакисов – показали зрителям самые технологически передовые из своих проектов, а также представили несколько сфер деятельности современной отечественной мультипликационной индустрии: конвейерное производство сериалов для детской аудитории, полнометражную анимацию и производство CGI-анимации для игровых проектов (на примере фильма «Вий», над которым работал Виктор Лакисов).
Все трое спикеров сошлись в том, что несмотря на богатое прошлое и международный успех таких проектов, как «Маша и медведь», российская анимация еще несколько лет назад находилась в провинциальном по сравнению с мировыми трендами положении. Впрочем, в последние два-три года наметился очевидный прогресс – все больше студий занимается обучением и развитием молодых мультипликаторов, затем с их помощью создавая не только штучные, но и качественные массовые анимационные проекты. Их успех – первый сигнал о том, что российская трехмерная анимация начинает возвращать себе прежние позиции как у отечественной аудитории, так и на мировой сцене, что доказывает ее востребованность на международных телерынках, таких, как MIPCOM и MIPTV.
Завершила Digital Summit дискуссия «Другая реальность: VR и 360 на службе кино», которую в качестве модератора провел один из главных в России апологетов технологий виртуальной реальности в индустрии развлечений, создатель социально-технологического проекта VRability Георгий Молодцов, хорошо известный отечественным киноманам как куратор документальных программ ММКФ и вице-президент Гильдии неигрового кино и ТВ. Спикерами выступили продюсер студии Baobab Кейн Ли – один из создателей лучшего VR-фильма 2015 года «Нашествие» (Invasion!), Софи Гупиль, чья компания Les Poissons Volants сотрудничает с крупнейшим французским телеканалом Arte над проектами Arte360, и управляющий партнер VR-студии Spherica Алина Михалева.
Спикеры представили три основных тренда, которые определяют виртуальную реальность как один из путей возможного будущего кинематографа в целом. Это интерактивность – об интеграции которой в традиционное, основанное на нарративных моделях кино рассказал Кейн Ли. Комментируя второй тренд - иммерсивность контента – Софи Гупиль рассказала, как VR задействуется в просветительских и образовательных программах Arte, тем самым открывая путь к знаниям новому поколению школьников и студентов. Раскрывая третий тренд - элемент журналистики – Алина Михалева рассказала, как канал Russia Today применяет VR для производства репортажей принципиально иного уровня, позволяя потребителю контента не только узнать о том, что происходит в горячих точках или далеких уголках планеты, но и буквально оказаться там с помощью технологий виртуальной реальности.
Во время работы Digital Summit 22 октября в киноцентре «Октябрь» был также оборудован специальный VR-кинотеатр. В нем гости Kinopoisk Film Market и посетители «Октября» могли сами ознакомиться с работами участников дискуссии про VR, а также другими передовыми проектами в области виртуальной реальности.